Школа №5
Меню сайта
Категории каталога
Тесты [0]
Разработки уроков [2]
Педагогическая мастерская [6]
Наш опрос
Как вы используете средства ИКТ на уроках?
Всего ответов: 138
Главная » Статьи » Педагогиеская мастерская » Педагогическая мастерская

Цифровой разрыв в одной отдельно взятой школе. Проблемы-спутники
Цифровой разрыв в одной отдельно взятой школе. Проблемы-спутники
Автор: Людмила Рождественская


Цифровой разрыв, цифровое неравенство, в некоторых переводах - цифровой барьер - термин, появившийся уже в 21 веке. Для разных стран и разных ситуаций интерпретируется по-разному, но суть от этого не меняется. Практически всегда - это обозначение разницы в возможностях доступа к информации и к образованию для разных категорий населения/разных возрастных и социальных групп. Например, поскольку традиционные СМИ вытесняются "новыми медиа", а информационные каналы быстрыми темпами мигрируют в Интернет, то отсутствие у какой-то группы людей доступа к последнему или неумение пользоваться компьютером, автоматически означают проявление "цифрового разрыва".

Для нас сегодня важно посмотреть на ситуацию цифрового разрыва в каждой отдельно взятой школе, попробовать описать и проанализировать ее.
Цифровой разрыв часто проходит/проявляется в школе сразу по нескольким осям. На эти оси буквально нанизываются проблемы - спутники цифрового неравенства.
  • Это разрыв между учениками, имеющими дома доступ в Сеть, с родителями, образованными в отношении использования Интернета детьми, и учениками, не имеющими доступа (или доступ есть, но родители борются с "интернет-зависимостью" своих детей исключительно запретами). Проблемы: неравные возможности в получении информации, отсутствие навыков, опыта сетевого общения, трудности в организации э-обучения в поддержку учебному процессу за счет использования домашних ресурсов.
  • Это разрыв между подростками, владеющими навыками интернет-серфинга и общения в социальных сетях, и учителями, зачастую даже не представляющими, что стоит за этими понятиями. Возможные проблемы: низкая учебная мотивация учащихся, дисциплинарные проблемы, отсутствие взаимопонимания между учениками и учителями, невозможность организации сотрудничества учителей и учащихся, отсутствие перспектив для обеспечения индивидуального подхода к учащимся.
  • Это разрыв между какой-то частью учителей школы, постоянно развивающих свои навыки ИКТ, и другой (часто явно преобладающей по количеству) частью учительского коллектива, не пользующейся Интернетом вообще, или пользующейся очень мало. Проблемы - отсутствие свободного обмена информацией и пространства для открытых дискуссий, отсутствие профессиональной кооперации между учителями, несформированность коллективного запроса на повышение квалификации, ухудшение перспектив профессионального роста учителей.
  • Это разрыв между продвинутыми учителями - одиночками-первопроходцами, применяющими ИКТ в преподавании своего предмета, живущими активной сетевой жизнью, и администрацией, еще не оценившей инновационный потенциал технологий для управления школой. Бывает, правда, и наоборот: когда более продвинутой в отношении пользовательских навыков оказывается администрация. Проблемы - неэффективное управление школой, плохая обратная связь, невключенность учеников и учителей в управление школой, высокая вероятность конфликтов и управленческих кризисов, ухудшение перспектив на проведение любых преобразований в школе.
  • Это разрыв между молодыми родителями, освоившими Интернет на работе или в вузе, и учителями, ни в какую не желающими общаться с ними по мейлу, не говоря уже о блогах. И вновь, может быть по-другому. Именно родители по каким-то причинам (часто это отсутствие ИКТ-навыков, привычек, необходимых установок) оказываются неготовыми поддержать учителя-энтузиаста, привлекающего их к взаимодействию через сеть. Проблемы - отсутствие обратной связи от родителей, пассивное участие родителей в делах школы, незнание современных возможностей образования, ухудшение перспектив ребенка на получение высшего образования.
Перечисление можно продолжать, обозначая пропасть, в которую с течением времени и увеличением цифрового разрыва по всем осям, начинает сползать школа. Особенно, если "проблемы-спутники" в школе не обсуждаются, не формулируются коллективно, не осознаются, или относятся целиком за счет каких-то других факторов.

Работа над проблемами, порождаемыми ситуацией цифрового неравенства, представляет собой во многих школах назревшую управленческую задачу. К ее решению привлекается весь коллектив школы, причем, не только учителя, но и ученики, и их родители...
Необходимо вместе вырабатывать систему последовательных и осмысленных шагов по:
  • обновлению школьной программы с учетом использования ИКТ,
  • переходу на электронный документооборот,
  •  организации электронного инфообмена в школе,
  • экспериментированию с новыми интернет-практиками,
  • обучению учителей, и вообще, созданию системы постоянного обучения и мотивирования учителей, применяющих ИКТ в работе.
И быть при этом готовыми к сопротивлению изменениям и возникновению конфликтов...
Последнее в списке является самым долгосрочным и, может быть, самым важным из серии инновационных проектов/преобразований в школе.



Источник: http://www.google.ru/reader/view/?tab=my#stream/feed%2Fhttp%3A%2F%2Fblognauroke.blogspot.com%2Ffeeds%2Fposts%2Fdefault
Категория: Педагогическая мастерская | Добавил: sc5 (20.11.2010)
Просмотров: 1594 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Саров школа №5© 2024 Сайт управляется системой uCoz