Школа №5
Меню сайта
Категории каталога
Тесты [0]
Разработки уроков [2]
Педагогическая мастерская [6]
Наш опрос
Как вы используете средства ИКТ на уроках?
Всего ответов: 138
Главная » Статьи » Педагогиеская мастерская » Педагогическая мастерская

Информатизация школы: направления перемен (продолжение)

Информатизация школы: направления перемен (продолжение)

Отечественные записки. 2008. № 1.

Автор: Александр Уваров

Информационные и коммуникационные технологии ?как инструмент изменений

Надежды на качественное улучшение работы школ уже давно связываются с появлением компьютеров и других средств ИКТ. Более сорока лет назад один из пионеров компьютерного обучения П. Суппес обещал: «…Пройдет не так уж много лет, и каждый из миллионов школьников получит такого же отзывчивого и обладающего такими же энциклопедическими знаниями наставника, как Аристотель, — завидная привилегия, которой некогда обладал Александр, сын Филиппа Македонского» [23] .

Нынешнему школьнику доступны компьютеры, о которых не мог даже мечтать профессор П. Суппес. Тем не менее, и сегодня мы не часто встретим убедительные примеры того, как новые информационные технологии помогают изменять практику образовательной работы, решать непростые задачи, с которыми ежедневно сталкиваются педагоги.

По мнению автора, главная проблема в том, что современная образовательная политика, практика принятия управленческих решений делают акцент на внедрении ИКТ в учебный процесс, что уводит от сути дела. Речь должна идти не столько о внедрении ИКТ, сколько о решении с их помощью актуальных проблем современной школы и, в первую очередь, достижения образовательных результатов XXI века. Рассмотрим с этой точки зрения, какие из поставляемых в школы средств ИКТ оказались наиболее востребованными и могут повлиять на ее работу в ближайшем будущем.

Новые инструменты учителя

Сегодня, спустя двадцать лет после появления в школе первых персональных компьютеров, можно утверждать, что ИКТ используются здесь, прежде всего, как средства наглядности. Девиз «Обучай наглядно!» известен со времен Яна Коменского. В докомпьютерной школе, помимо классной доски, плакатов и карт, учитель использовал диафильмы, кино- и слайд-проекторы, кодоскопы, эпипроекторы, различную аудиоаппаратуру. Новый инструмент учителя — электронный (мультимедийный) проектор вытеснил их все. Средства презентационной графики и электронные проекторы изменили наше представление об оборудовании классной комнаты. Самостоятельная подготовка презентаций с помощью стандартных офисных инструментов становится обязанностью учителя [24] .

Еще один инструмент, доказавший свою педагогическую эффективность, — цифровая (интерактивная) классная доска [25] . Традиционная классная доска, которая используется в школе уже два века, — один из основных рабочих инструментов любого учителя. Это общее и для него, и для школьников информационное пространство. Готовясь к уроку, учитель всегда составляет конспект в специальной тетради и планирует, чт? он вынесет на доску. Анализируя впоследствии проведенный урок, он вносит в конспект уточнения, изменения, дополнения. А использованные на уроке слайды, плакаты, фильмы, аудиозаписи рассматриваются им как отдельный материал.

Замена традиционной классной доски на цифровую повышает эффективность работы учителя подобно тому, как замена пишущей машинки на текстовый процессор повысила эффективность работы сотрудника офиса. Теперь конспект урока учитель готовит на компьютере, хранит в цифровой форме, включает в него необходимый изобразительный материал (презентации, фото, рисунки, аудио- и видеофрагменты, ссылки на ресурсы Интернета и т. д.). Редактирование разработки урока больше не представляет трудностей.

Программное обеспечение цифровых досок третьего поколения дает возможность любому, даже не слишком ИКТ-грамотному педагогу без особых усилий применять компьютер для своей ежедневной работы в классе. Можно сказать, что для учителя цифровая доска — последнее звено в цепи других новых инструментов (школьная компьютерная сеть, Интернет, комплекты цифровых учебных материалов, личный компьютер) — замыкает цикл безбумажных технологий для подготовки и использования учебных и методических материалов в школе. Цифровая доска с компьютером, подключенным к школьной сети, связывает классную комнату и привычную работу в классе с глобальным информационным пространством. Подготовка к уроку, подбор презентационных материалов перестают быть частным делом каждого учителя. Уже появились web-страницы, где учителя обмениваются своими наработками с коллегами из разных школ и даже стран.

Для подготовки к уроку учителю требуется доступ к соответствующим ресурсам (учебным текстам, иллюстрациям, аудио- и видеофрагментам, цифровым моделям и пр.). Не все их легко найти в Интернете, поэтому общешкольные региональные и федеральные коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) — новый инструмент работы учителя — становятся все более востребованными. Единая коллекция ЦОР, которая создается ныне в рамках проекта ИСО [26] , постепенно приобретает популярность среди учителей.

Еще один новый инструмент учителя — средства автоматизированного контроля и текущей оценки успеваемости. Учителя все чаще пользуют автоматизированный контроль, так как он прост, надежен и освобождает их от проверки результатов работы школьников вручную. Множество готовых заданий и вопросов уже доступно через Интернет (в том числе в единой коллекции ЦОР).

Современные мобильные устройства (портативные компьютеры, смартфоны и т. п.) позволяют внедрять высокоэффективные педагогические технологии коллективной работы, которые без этого с трудом находят дорогу в класс. Одним из новых инструментов учителя обещает стать система поддержки групповой работы школьников EduNova, разработанная в Чили пару лет назад [27] .

Хорошо известно, сколь сложно организовать групповую работу школьников так, чтобы работа каждого из них была результативной. При групповой работе от всех школьников требуется следовать целому набору инструкций, в которых они часто путаются [28] . Система EduNova помогает преодолеть возникающие трудности.

Как и обычно, класс разбивается на пять-шесть малых групп. В ходе групповой работы каждый школьник пользуется индивидуальным портативным компьютером. Компьютеры объединены в сеть и управляются единой программой поддержки коллективной работы. Члены группы работают вместе, за одним столом. По ходу этой работы каждый из них получает на экране своего компьютера индивидуальные пошаговые инструкции, помогающие организовать работу группы в целом. Кроме этого, школьники могут подготавливать и рассылать друг другу по компьютерной сети необходимые по ходу работы сообщения, проводить вычисления и т. п. Учитель на своем компьютере ведет мониторинг работы каждого из них. При необходимости он может подойти к каждой группе и помочь ей в работе. Таким образом, портативный компьютер помогает организовать совместную работу школьников с разным уровнем начальной подготовки, дает им возможность выдвигать и обсуждать различные точки зрения. Система EduNova позволяет совместно решать две важные задачи: повышать уровень усвоения базовых дисциплин и эффективно формировать коммуникационные навыки, способность успешно работать в группе. Можно ожидать, что распространение систем типа EduNova позволить резко повысить результативность групповой работы школьников в классе.

Новые инструменты учебной работы

Применение новых инструментов позволяет решать традиционные задачи обучения по-новому, поддерживает новые (проектные) формы такой работы.

Характерный пример — «цифровые диктанты». С их помощью сегодня в некоторых московских школах успешно обучают школьников чтению и письму. Здесь новым инструментом учебной работы выступает комплекс, включающий компьютер с текстовым процессором и диктофон. Детям предлагается записать на диктофон рассказы своих родителей, бабушек и дедушек о тех или иных событиях прошлого (о своей семье, Великой Отечественной войне и пр.). Далее ребенок должен ввести надиктованный текст в компьютер и отредактировать его. Проверенный учителем текст становится составной частью сборника рассказов, подготавливаемых всем классом. Цифровые диктанты повышают интенсивность и результативность учебной работы, помогают решать задачу ее мотивации.

Заметным прорывом в преподавании естественно-научных дисциплин стало появление в школе таких новых инструментов учебной работы, как цифровые датчики и другое оборудование для автоматизации лабораторных экспериментов. Несколько десятилетий назад трудоемкость экспериментальной работы ученых заметно снизилась за счет использования этих устройств. Теперь они становятся стандартным оборудованием школьных лабораторий. Цифровые микроскопы, датчики движения, температуры, освещенности, тока и пр. позволяют учащимся не только выполнять в школе обычные лабораторные работы, но и проводить настоящие исследования, а средства автоматической обработки результатов помогают накапливать и анализировать собираемые данные, представлять их графически, подготавливать профессионально оформленные отчеты о результатах выполненной работы.

Новые инструменты учебной работы способствуют распространению высокоэффективных педагогических техник, которые ранее требовали индивидуальной работы со школьниками, ибо занимали слишком много времени, чтобы применяться в обычном классе. Сегодня мы знаем, что все дети талантливы и обучаемы. Но одну и ту же информацию разным детям требуется представлять по-разному в зависимости от типа «интеллекта» каждого из них [29] . Использование цифровых средств для индивидуальной работы с аудио- и видеоматериалами помогает справиться с этой задачей.

Например, прослушивание текста на МР3-плеере дает возможность ознакомиться с литературными произведениями тем детям, кто хорошо воспринимает текст на слух, но испытывает трудности при работе с печатным текстом. К сожалению, аудиокниги остаются пока недостаточно освоенным педагогическим средством. Другой пример — подготовка аудио- и видеозаписей литературных произведений самими школьниками. Но и эта педагогическая техника используется пока не часто.

Мало кто сомневается, что через 10–15 лет все учащиеся будут ходить на занятия с портативными компьютерами. Уже сегодня многие школы в развитых странах начали осваивать эту технологию. Использование компьютера одновременно и как учебной тетради, и как учебника по любому предмету, и как инструмента коммуникации с учителями и одноклассниками принципиально меняет организацию учебной работы, резко повышает ее управляемость и результативность. Свободный доступ к сетевым учебным материалам и в школе, и дома позволяет по-новому подойти к домашним заданиям, сделать их органичной частью учебной работы. Педагогические новации, которые раньше были прерогативой лишь наиболее талантливых педагогов из лучших школ, становятся доступны каждому педагогу. Однако впереди нас ждет колоссальная по своей сложности и масштабам работа, если мы хотим воплотить все это в жизнь.

Направление перемен

За последние годы в России было осуществлено несколько широкомасштабных проектов, цель которых — оснащение школ средствами ИКТ и разработка новых цифровых образовательных ресурсов. На эти цели из федерального бюджета израсходованы миллиарды рублей. В результате сейчас все школы оснащены средствами ИКТ и подключены к Интернету. Педагоги освоили компьютерную грамоту. Разрабатываются и внедряются цифровые образовательные ресурсы. Начала реализовываться пилотная программа обеспечения первоклассников индивидуальными портативными компьютерами.

Тем не менее, все это пока не привело к изменению качества подготовки школьников, к достижению ими новых образовательных результатов. Несмотря на сделанные вложения, работа школы по существу не изменилась. Чтобы школа стала работать по-новому, недостаточно завезти туда компьютеры и обучить педагогов компьютерной грамоте. Одновременно с этим нужно помочь ей изменить содержание и организацию учебной работы.

Проект «Информатизация системы образование (ИСО)», который реализовывался в течение трех последних лет, создал условия для широкого внедрения инновационных учебно-методических материалов, ориентированных на получение новых образовательных результатов в ИКТ-насыщенной образовательной среде. Имеющийся задел позволяет:

• использовать инновационные учебно-методические материалы, первый этап испытания которых завершается в текущем учебном году;

• разработать, опираясь на опыт передовых школ, регламенты и нормативную базу для внедрения уже подготовленных инновационных учебно-методических материалов и технологий;

• развернуть работы, которые обеспечили бы переход передовых школ страны (прежде всего, победителей конкурса в рамках Национального проекта «Образование») к устойчивому использованию инновационных учебно-методических материалов и формированию на этой основе у школьников новых образовательных результатов.

Системное внедрение цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий, на которые опираются новые учебно-методические материалы, предполагает глубокие изменения в укладе и работе школы, в целях и содержании образования. Поэтому силами самой школы провести его невозможно. Во всем мире внедрение нового рассматривается как самостоятельный бизнес-процесс, требующий особого планирования, финансирования и исполнителей (системных интеграторов). Рассчитывать на то, что в отрасли «Образование» можно провести изменения, минуя такой процесс, нереалистично. Для этого необходим специальный федеральный проект, который опирается на результаты Приоритетного национального проекта «Образование».

Наши школы имеют между собой много общего. Это позволяет выработать типовые решения и успешно использовать их в рамках федерального проекта. Для каждой из участвующих в проекте школ фиксируется цель, ожидаемые результаты и сроки проведения работ, объем требуемых ресурсов и его внешняя поддержка. Естественно использовать заявительный, конкурсный порядок участия в проекте. Каждый из регионов-участников получает квоту (число школ-участников), которая определяется соотношением федерального и регионального финансирований. Основные критерии конкурсного отбора: готовность школы (мотивация, опыт, квалификация), наличие инфраструктуры. В конкурсной заявке содержится самооценка школы, сравниваемая с внешней экспертной оценкой. Решение об участии в проекте каждой конкретной школы принимает конкурсная комиссия. Школе, победившей в конкурсе, выделяются дополнительные ресурсы на:

• развитие его инфраструктуры и информационной среды,

• обучение школьной команды участников проекта,

• оплату методической поддержки учителей,

• доплату учителям за работу по внедрению инновационных учебно-методических комплексов,

• приобретение учебных и расходных материалов.

Такая школа получает кейс участника проекта, содержащий всю необходимую для организации внедрения документацию и методики.

В каждой школе, участвующей в проекте, сначала анализируется ситуация (для этого она обследуется совместно со специалистами системы поддержки проекта), а затем для нее составляется программа развития на ближайшие три года. Мониторинг хода реализации проекта состоит из двух компонент: общей для всех участников проекта и специальной, учитывающей особенности конкретной школы.

Федеральный проект завершается внешним обследованием каждой школы, участвующей в проекте, и публичным представлением ее результатов общественности и педагогическому сообществу.

Общая продолжительность внедрения инновационных учебно-методических материалов (ИУММ) в рамках проекта — три года.

Первый этап включает в себя:

• отбор ИУММ для внедрения (из числа прошедших экспериментальную проверку) и подготовку для каждого из них пакета материалов, которые поддерживают процесс внедрения;

• создание пакета материалов, позволяющих оценить степень готовности школы к внедрению;

• создание пакета документов, регламентирующих работу службы сопровождения внедрения;

• создание методики мониторинга и оценки результатов внедрения, включая разработку индикаторов эффективности внедрения;

• создание системы представления результатов внедрения педагогическому сообществу;

• отбор школ и формирование команды участников внедрения (координаторы, методисты);

• обучение членов команд участников внедрения;

• развертывание и подготовку необходимой инфраструктуры;

• педагогическое проектирование (корректировку образовательной программы и, в том числе, учебного плана, учебных программ, методики промежуточной аттестации);

• заключение договора с центром сопровождения внедрения и планирование работ по организации мониторинга;

• информирование о проекте родителей, учащихся, педагогических коллективов).

Второй этап включает:

• проведение подготовительных семинаров с педагогами (членами школьных команд), которые будут обучать школьников с использованием ИУММ;

• текущую методическую поддержку педагогов, обучающих школьников с использованием ИУММ;

• мониторинг и оценку хода освоения ИУММ в школах проекта.

Третий этап включает:

• проведение методических семинаров с педагогами (членами школьных команд), которые будут обучать школьников с использованием ИУММ;

• текущую методическую поддержку педагогов, обучающих школьников с использованием ИУММ;

• мониторинг и оценку хода освоения ИУММ в школах проекта;

• итоговую оценку педагогической резу льтативности проекта, измерение уровня образовательных результатов школьников, подготовку предложений по дальнейшему распространению ИУММ в школах России.

Предлагаемый федеральный проект даст возможность качественно изменить работу школы, повысит ее результативность за счет использования новых педагогических и информационных технологий, позволит ей занять достойное место в современном мире.

 

[1] Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной палаты РФ, 17.12.2007. С. 59 [http://www.hse.ru/temp/2007/files/20071220_report.pdf].

[2] См. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» // Вопросы образования. 2005. № 3. С. 341–346.

[3] Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in United States. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1962; Bell D. The Coming Postindustrial Society. N. Y: Basic Books, 1973; The Information Economy. Washington, D. C.: US Department of Commerce, 1977.

[4] Toffler A. The Third Wave. N. Y.: Harper and Row, 1978; Naisbitt J. Megatrends. N. Y.: Warent Books, 1982; Zuboff S. In the Age of Smart Machine. N.Y.: Basic Books, 1988.

[5]

Громов Г. В. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1984; Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. № 6. С. 3–29.

[6]

Есть основания полагать, что одной из причин, ускоривших крушение советской системы, явился провал попытки перевести страну на рельсы «экономики знаний», реализовав программу ускорения социального и экономического развития, которая была провозглашена руководством страны двадцать лет назад. В рамках этой программы с сентября 1985 года все старшеклассники стали изучать курс информатики, началось производство микрокомпьютеров и оснащение школ кабинетами вычислительной техники.

[7] Хотя их развитие и, как следствие, изменение информационной среды обитания современного человека является одним из очевидных признаков происходящих перемен.

[8] Школа диалога культур: Основы программы / В. С. Библер (ред.). Кемерово: Алеф, 1992.

[9] Чернышев С. Б. Страна, не стоящая почти ничего // Русский журнал. 22.11.2004 [http://old.russ.ru/culture/20041122_cher-pr.html].

[10] Изложение идей Алвина Тоффлера для педагогов можно найти в статье Анатолия Пинского (Пинский А. А. Мотыга, Конвейер, Компьютер // Первое сентября. 25.12.1999).

[11] Schooling for Tomorrow: What Schools for the Future? Paris: Organization for Economic Cooperation and Development, 2001.

[12] Возможно, единственным исключением стала московская программа «Школа будущего», которая начала осуществляться по инициативе Ю. М. Лужкова в 2007 году [http://www.mk.ru/blogs/MK/2007/09/01/moscow/309794/].

[13] Вспомним «Песню учителя обществоведения» Юлия Кима: «Я им говорю: дескать, так-то и?так-то, мол. / Ну, а что не так — это ложь. / А они кричат: “А где факты,  мол, факты, мол? / Аргументы вынь да положь!”».

[14] Results That Matter: 21st Century Skills and High School Reform  [www.21stcenturyskills.org/images/stories/otherdocs/Assessment_Landscape.pdf].

[15] Подробнее о проекте ИСО см. материалы на сайте НФПК [www.ntf.ru].

[16] Среди них: инструментальные среды для выполнения технологических разработок, для подготовки аудио- и видеоматериалов и других мультимедийных продуктов, для математических расчетов и проч.

[17] Уваров А. Ю., Ханингтон М. Гражданское образование в информационном обществе // Вестник Университета Российской академии образования. 2001. Вып. 1 (11). С. 19–64.

[18] Методика оценивания с использованием выборочной формы ответа.

[19] Phi Delta KAPPAN. 1997. Vol. 79. N 1.

[20] Уваров А. Ю. Информатизация школы и проблема трансформации учебных курсов // Информатика и образование. 2004. № 7. С. 23–28; № 8. С. 10–16.

[21] http://jonathan.mueller.faculty.noctrl.edu/toolbox/

[22] http://www.pgcps.org/~elc/portfolio.html

[23] Суппес П. Образование и вычислительные машины // Информация / А. В. Шилейко. М.: Мир, 1968. С. 165.

[24] Презентации готовят сейчас не только учителя, но и школьники (в некоторых школах это уже обязательный атрибут любого публичного выступления).

[25] Цифровая (интерактивная) классная доска — это компьютер с программным обеспечением, электронный проектор и классная доска с дигитайзером. На доску при помощи проектора с компьютера можно вывести необходимую информацию. Кроме того, в компьютере можно сохранить все надписи и рисунки, сделанные на доске во время урока.

[26] Адрес единой коллекции ЦОР в Интернете: http://school-collection.edu.ru/.

[27] Nussbaum M. Transforming the Classroom Experience with Face to Face Collaborative Learning [http://technology4teachers.com/?q=node/4442].

[28]

Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. М.: МИРОС, 2001.

[29] Гарднер Г. Структура разума: Теория множественного интеллекта. Киев: Вильямс, 2007. ?Говард Гарднер выделяет восемь способностей, которые он называет «интеллектами»: 1) интеллект языковый — способность искусно владеть языком, любовь к словам и стремление их исследовать; 2) интеллект логико-математический — способность рассматривать и оценивать предметы и понятия в их взаимоотношениях и взаимосвязях; 3) интеллект музыкальный — способность не только сочинять и исполнять произведения в разной тональности или ритме, но и воспринимать их (этот тип интеллекта может быть связан с другими типами — языковым, пространственным, телесно-кинестетическим); 4)?интеллект пространственный — способность адекватно воспринимать зрительные объекты, трансформировать их в зрительные образы и модифицировать эти образы даже в отсутствие самих физических объектов; 5) интеллект телесно-кинестетический — способность в совершенстве владеть телом и искусно манипулировать предметами; 6) интеллект интраперсональный — способность умело распознавать свои чувства и настроения; 7) интеллект интерперсональный — способность умело распознавать чувства и настроения других людей и использовать эту информацию; 8) интеллект естествоиспытателя — способность распознавать и классифицировать природные объекты.

 

Сведения об авторе: Уваров Александр Юрьевич - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Вычислительного центра РАН. Автор книг «Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов» (1996), «Электронный учебник: теория и практика» (1999), «Кооперация в обучении» (2001), «О построении модели процесса информатизации школы» (2006), а также многих других книг, научных и философских статей

 

Категория: Педагогическая мастерская | Добавил: sc5 (22.08.2009)
Просмотров: 1151 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 LoffloablySog  
Вау, прикольно

1 vipgod  
Отличная стктья, мне нравится, догстойно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Саров школа №5© 2024 Сайт управляется системой uCoz