Реализация образовательных технологий: Интегральной и ТОГИС в процессе обучения информатике в старших классах профильной школы.
I. Актуальность педагогического опыта.
Учебный процесс в массовой школе мало изменился со времен Гербарта, предложившего классно - урочную систему и определенную схему ведения урока. Мы и сейчас придерживаемся парадигмы обучения, принятой в XIX веке - учитель - учебник (читай система средств обучения) - ученик. Это система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса пока не реализуются на практике в должной мере.
В практике современной школы, в частности в преподавании Информатики и ИКТ в профильных классах, требуют своего разрешения следующие противоречия:
1. Очевидным требованием общества гуманизировать образование, усилить его гуманитарное звучание и неэффективностью экстенсивных путей удовлетворения этому требованию.
2. Стремлением к выстраиванию субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса и традиционным авторитаризмом учителей, закреплённым в применяемых ими технологиях.
3. Целями личностно-ориентированной педагогики и отсутствием её технологического обеспечения. Необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения и преимущественно селективными моделями его осуществления.
Анализ этих противоречий в контексте преподавания информатики позволил сформулировать проблему: каким образом можно технологически обеспечить реализацию принципа гуманизации и гуманитаризации в процессе формирования информационной компетентности учащихся старших классов профильной школы..
II. Теоретическая база опыта.
Методологическим основанием Интегральной образовательной технологии и ТОГИС лежат четыре генеральных идеи:
1. Концепция укрупненных дидактических единиц (УДЕ), выдвинутая П.М.Эрдниевым. Типичная технология этого направления – «метод проектов».
2. Планирование результатов обучения. Речь идет о многопрофильном и многоуровневом планировании результатов обучения. Процесс, который ведет к достижению планируемых результатов, называется дифференцированным обучением. Методологические основания дифференциации уровней лежат в теории развития личности (Л.С.Выготский), теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).
3. Психологизация образовательного процесса. Здесь имеется в виду не столько учет в обучении психологических феноменов, сколько построение самого учебного процесса на их основе. В частности, необходимость использования ведущей деятельности и мотивации подростков влечет целесообразность группового обучения.
4. Компьютеризация. Компьютер сегодня рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения. Он становится прежде всего средством усиления интеллекта обучаемых, их развития. Образовательные технологии, предшествующие Интегральной, не включали компьютер как естественный элемент, фактически не нуждаясь в этом средстве.
II. Ведущая идея опыта (миссия).
Решать актуальные проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. С этой целью, видимо, целесообразно, учитывая характер системообразующих связей между компонентами образовательной системы, найти то звено, за которое можно вытащить всю цепь, т.е. реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях. Таким звеном могут стать новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях
III. Описание элементов технологии
Интегральная технология предоставляет технологическое обеспечение гуманного и эффективного личностно-ориентированного обучения, дает возможность изменить подход к обучению – от трансляционного к организационному, обеспечивающему развитие учеников в деятельности.
Цель: переход к деятельностно-ценностной парадигме образования и единому глобальному образовательному сообществу.
Задача: технологически обеспечить возможность каждому ученику достигать того уровня успехов, который для него адекватен и желателен.
Трехуровневое планирование результатов обучения = умение решать задачи.
М (minimal) = «удовлетворительно» - соответствует образовательному стандарту. Решение задач обязательного набора по образцу (шаблону);
О (general) = «хорошо» - общий уровень. Решение задач представляющих собой комбинацию подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями.
П (advanced) = «отлично» - продвинутый уровень. Решение задач являющихся комбинацией подзадач минимального и общего уровней, связанных явными и латентными ассоциативными связями.
Система группового обучения.
В какие-то периоды учебного процесса в классе могут присутствовать четыре типологических множества: Н- некомпетентные; М-min. Уровень достигнут; О- общий уровень достигнут; П- ученик, вышедший на продвинутый уровень.
Группы выравнивания (НМ) – назначение: выровнять стартовые условия для дифференцированного, развивающего обучения.
Группы поддержки: однородные группы.
Группы развития: (МО, ОП) – ученики более высокого уровня служат «локомотивами» в зоне ближайшего развития учеников более низкого уровня.
Группы создаются на этапе закрепления изученного материала.
Работая с малыми группами педагог держит в поле внимания три основные момента: цель, время, итоги.
Цель: информация от учителя какого рода результат ожидается от их обсуждения.
Временные рамки лучше выбирать более сжатыми.
Итог: процедура сообщения должна быть известна учащимся.
Самый эффективный способ проверки работы групп: публичная защита (Акцент на способах деятельности группы при работе над задачей). «Уравнительный» принцип оценивания.
Все группы создаются на короткое время – ровно на столько, сколько требуется для решения задачи.
Движение ученика по группам при усвоении материала (насколько он может и/или хочет). Н àНМàМàМОàОàОПàП
Структура типового блока уроков изучения отдельной темы.
ВП |
Вводное повторение. Форма- эвристическая беседа (целесообразно подобранные вопросы) |
ИНМ(О) |
Изучение нового материала (основной объем) – лекция. (Укрупненная дидактическая единица). |
З(Т-М) |
Тренинг-минимум. Форма: беседаàпрактикум в группахàсамостоятельная работа. |
ИНМ(Д) |
Изучение нового материала (дополнительный объем). Форма: семинар (один семинар в крупном блоке) |
З(РДЗ) |
Развивающее дифференцированное обучение. Форма: семинар-практикум. Групповая работа. Обучение на разных уровнях (уровневая дифференциация), но и в разных профилях, т.е. с разным содержанием (профильная дифференциация) |
|
Мониторинг успешности и управление деятельностью.
На каждом семинаре-практикуме проводится срезовый контроль (бинарная система оценивания) результаты фиксируются в матрице срезов.
Домашнее задание (множество задач: минимального уровня/уровень1/уровень2, в соотношении 3:2:1) предлагается на границе изучения нового материала ИНМ(О) и первого закрепления З(Т-М) |
ОП |
Обобщающее повторение. Форма: консультация. Класс делится на группы (5-6 чел.). задание: записать по 30 вопросов за ограниченное время. Затем первая команда задает вопрос. Отвечает вторая команда. Учитель: «От себя могу добавить…» |
Кон |
Итоговый контроль. Структура повторяет структуру Домашнего задания. Задания выполняются строго по порядку от первого к последующему. |
Кор |
Урок-коррекция. Ученики получают работу в том же виде, что и сдали с оценкой учителя. Учащиеся объединяются в группы для поиска ошибок в своих работах.
«Защитные» механизмы: право каждого ученика пересдать любую из ранее сданных тем для того, чтобы повысить оценку (в течении учебного года) |
V. Практическая значимость
Существуют системные теоретические основания Интегральной образовательной технологии, делающие её универсальной, то есть эффективной для преподавания большинства предметов школьного учебного плана (учебный процесс становится дифференцированным и развивающим).
VI. Публикации
Опыт учителя Информатики и ИКТ Кошелева В.Г. опубликован в следующих изданиях:
«Педагогический перекресток» №53 (Информационно-методический бюллетень городского УО);
Журнал «Народное образование» №4 2004г., г.Н.Новгород;
Личностно-ориентированные уроки по информатике. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003
Хуторской А.В. «Методика личностно-ориентированного обучения» пособие для учителя, Москва, 2005г.
«Цифровая школьная четверть» (Intel «Новаторство в образовании») 2003г.
Публикация опыта работы на образовательном сайте Intel.
|