Школа №5
Меню сайта
Категории каталога
Тесты [0]
Разработки уроков [2]
Педагогическая мастерская [6]
Наш опрос
Как вы используете средства ИКТ на уроках?
Всего ответов: 138
Главная » Статьи » Педагогиеская мастерская » Педагогическая мастерская

Педагогический опыт Кошелева В.Г.

Реализация образовательных технологий: Интегральной и ТОГИС в процессе обучения информатике в старших классах профильной школы.

 

I.                  Актуальность педагогического опыта.

 Учебный процесс в массовой школе мало изменился со времен Гербарта, предложившего классно - урочную систему и определенную схему ведения урока. Мы и сейчас придерживаемся парадигмы обучения, принятой в XIX веке - учитель - учебник (читай система средств обучения) - ученик. Это система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса пока не реализуются на практике в должной мере.

В практике современной школы, в частности в преподавании Информатики и ИКТ в профильных классах, требуют своего разрешения следующие противоречия:

1. Очевидным требованием общества гуманизировать образование, усилить его гуманитарное звучание и не­эффективностью экстенсивных путей удовлетворения этому требованию.

2. Стремлением к выстраиванию субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса и традиционным авторитаризмом учителей, закреплённым в применяемых ими технологиях.

3. Целями личностно-ориен­тированной педагогики и отсутствием её технологического обеспечения. Необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения и преимуще­ственно селективными моделями его осу­ществления.

Анализ этих противоречий в контексте преподавания информатики позволил сформулировать проблему: каким образом можно технологически обеспечить реализацию принципа гуманизации и гуманитаризации в процессе формирования информационной компетентности учащихся старших классов профильной школы..

II. Теоретическая база опыта.

Методологическим основанием Интегральной образовательной технологии и ТОГИС  лежат четыре генеральных идеи:

1.                             Концепция укрупненных дидактических единиц (УДЕ), выдвинутая П.М.Эрдниевым. Типичная технология этого направления – «метод проектов».

2.                             Планирование результатов обучения. Речь идет о многопрофильном и многоуровневом планировании результатов обучения. Процесс, который ведет к достижению планируемых результатов, называется дифференцированным обучением. Методологические основания дифференциации уровней лежат в теории развития личности (Л.С.Выготский), теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).

3.                             Психологизация образовательного процесса. Здесь имеется в виду не столько учет в обучении психологических феноменов, сколько построение самого учебного процесса на их основе. В частности, необходимость использования ведущей деятельности и мотивации подростков влечет целесообразность группового обучения.

4.                             Компьютеризация. Компьютер сегодня рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения. Он становится прежде всего средством усиления интеллекта обучаемых, их развития. Образовательные технологии, предшествующие Интегральной, не включали компьютер как естественный элемент, фактически не нуждаясь в этом средстве.

 

II.               Ведущая идея опыта (миссия).

Решать актуальные проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. С этой целью, видимо, целесообразно, учитывая характер системообразующих связей между компонентами образовательной системы, найти то звено, за которое можно вытащить всю цепь, т.е. реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях. Таким звеном могут стать новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях

 

III.           Описание элементов технологии

Интегральная технология предоставляет технологическое обеспечение гуманного и эффективного личностно-ориентированного обучения, дает возможность изменить подход к обучению – от трансляционного к организационному, обеспечивающему развитие учеников в деятельности.

 

Цель: переход к деятельностно-ценностной парадигме образования и единому глобальному образовательному сообществу.

Задача: технологически обеспечить возможность каждому ученику достигать того уровня успехов, который для него адекватен и желателен.

 

Трехуровневое планирование результатов обучения = умение решать задачи.

М (minimal) = «удовлетворительно» - соответствует образовательному стандарту. Решение задач обязательного набора по образцу (шаблону);

О (general) = «хорошо» - общий уровень. Решение задач представляющих собой комбинацию подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями.

П (advanced) = «отлично» - продвинутый уровень. Решение задач являющихся комбинацией подзадач минимального и общего уровней, связанных явными и латентными ассоциативными связями.

 

Система группового обучения.

В какие-то периоды учебного процесса в классе могут присутствовать четыре типологических множества: Н- некомпетентные; М-min. Уровень достигнут; О- общий уровень достигнут; П- ученик, вышедший на продвинутый уровень.

Группы выравнивания (НМ) – назначение: выровнять стартовые условия для дифференцированного, развивающего обучения.

Группы поддержки: однородные группы.

Группы развития: (МО, ОП) – ученики более высокого уровня служат «локомотивами» в зоне ближайшего развития учеников более низкого уровня.

Группы создаются на этапе закрепления изученного материала.

Работая с малыми группами педагог держит в поле внимания три основные момента: цель, время, итоги.

Цель: информация от учителя какого рода результат ожидается от их обсуждения.

Временные рамки лучше выбирать более сжатыми.

Итог: процедура сообщения должна быть известна учащимся.

Самый эффективный способ проверки работы групп: публичная защита (Акцент на способах деятельности группы при работе над задачей). «Уравнительный» принцип оценивания.

Все группы создаются на короткое время – ровно на столько, сколько требуется для решения задачи.

Движение ученика по группам при усвоении материала (насколько он может и/или хочет). Н àНМàМàМОàОàОПàП

Структура типового блока уроков изучения отдельной темы.

ВП

Вводное повторение. Форма- эвристическая беседа (целесообразно подобранные вопросы)

ИНМ(О)

Изучение нового материала (основной объем) – лекция. (Укрупненная дидактическая единица).

З(Т-М)

Тренинг-минимум. Форма: беседаàпрактикум в группахàсамостоятельная работа.

ИНМ(Д)

Изучение нового материала (дополнительный объем). Форма: семинар (один семинар в крупном блоке)

З(РДЗ)

Развивающее дифференцированное обучение. Форма: семинар-практикум. Групповая работа. Обучение на разных уровнях (уровневая дифференциация), но и в разных профилях, т.е. с разным содержанием (профильная дифференциация)

 

Мониторинг успешности и управление деятельностью.

На каждом семинаре-практикуме проводится срезовый контроль (бинарная система оценивания) результаты фиксируются в матрице срезов.

Домашнее задание (множество задач: минимального уровня/уровень1/уровень2, в соотношении 3:2:1) предлагается на границе изучения нового материала ИНМ(О) и первого закрепления З(Т-М)

ОП

Обобщающее повторение. Форма: консультация. Класс делится на группы (5-6 чел.). задание: записать по 30 вопросов за ограниченное время. Затем первая команда задает вопрос. Отвечает вторая команда. Учитель: «От себя могу добавить…»

Кон

Итоговый контроль. Структура повторяет структуру Домашнего задания. Задания выполняются строго по порядку от первого к последующему.

Кор

Урок-коррекция. Ученики получают работу в том же виде, что и сдали с оценкой учителя. Учащиеся объединяются в группы для поиска ошибок в своих работах.

«Защитные» механизмы: право каждого ученика пересдать любую из ранее сданных тем для того, чтобы повысить оценку (в течении учебного года)

 

V.               Практическая значимость

Существуют системные теоретические основания Интегральной образовательной технологии, делающие её универсальной, то есть эффективной для преподавания большинства предметов школьного учеб­ного плана (учебный процесс становится дифференцированным и развивающим).

VI.            Публикации

Опыт учителя Информатики и ИКТ Кошелева В.Г. опубликован в следующих изданиях:

«Педагогический перекресток» №53 (Информационно-методический бюллетень городского УО);

Журнал «Народное образование» №4  2004г., г.Н.Новгород;

Личностно-ориентированные уроки по информатике. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003

Хуторской А.В. «Методика личностно-ориентированного обучения» пособие для учителя, Москва, 2005г.

«Цифровая школьная четверть» (Intel «Новаторство в образовании») 2003г.

Публикация опыта работы на образовательном сайте Intel.



[1]ТоллингероваД. К теории учебных задач. Прага, 1992

Категория: Педагогическая мастерская | Добавил: sc5 (21.10.2008) | Автор: Кошелев Вячеслав Геннадьевич
Просмотров: 2225 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Саров школа №5© 2024 Сайт управляется системой uCoz